Горячая дискуссия: выделенная линия для транспорта

При упоминании Москвы в памяти сразу же всплывают жуткие пробки: без них столицу представить невозможно. Равно как храм Христа Спасителя или Красная площадь, пробки – визитная карточка Москвы. Каждый москвич давно смирился с тем, что город просто задыхается от машин. Однако с этим нужно что-то делать.

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков активно строил в столице объездные кольца, впрочем, в борьбе с пробками это никак не помогло. Новый градоначальник Сергей Собянин, не так давно занявший должность, оказался более здравомыслящим человеком. Он решил сделать ставку на общественный транспорт и подарил москвичам привилегированную полосу движения. До сих пор неясно, как именно это должно спасти положение: пробок меньше не стало.

История вопроса

Спец полосы вот уже 30 лет используют в США, а в Европе подобная практика появилась около 20 лет назад, так что идея не нова. Каждый город в этом вопросе имеет свой опыт. Так, в испанском Мадриде спец полосы имеют специальные ограждения: благодаря им водитель не сможет, даже если захочет, нарушить правила движения. А в соседней Барселоне ограничились скоростным трамваем и дорожной разметкой.

Успешный опыт Запада давно привлек внимание столичных чиновников. Первая выделенная полоса для общественного транспорта появилась в Москве в 2009 году на Волоколамском шоссе. Она вела от станции метро «Тушинская» до МКАД. Однако только при Собянине выделенные полосы стали приоритетным направлением развития и нормой автомобильной жизни города. Тем самым началась реализация программы: «Все на общественный транспорт».

В этом году в Москве планируется реализовать около 230 км выделенных полос на 16 направлениях, включая выход на МКАД по 12 магистралям. К 2015 году показатель планируется увеличить до 300 км.

Такие резкие сдвиги вызвали в столичном обществе раскол. Пассажиры троллейбусов и автобусов оказались в выигрыше, ведь им больше не придется стоять в надоевших пробках. А вот владельцы автомобилей явно пострадали: из-под контроля ушла целая полоса для движения, так что заторов стало еще больше. Владельцы машин со спец сигналами в свою очередь с удовольствием осваивают новые свободные полосы, объезжая пробки именно по ним. Этот факт еще больше раздражает автолюбителей, которые лишились полосы «в пользу» чиновников с мигалками, – возмущается Алексей Дозоров, председатель Комитета по защите прав автомобилистов.

С грехом пополам

Городские власти принялись за воплощение собянинских идей с большим энтузиазмом, не особо задумываясь, где именно спец полосы будут нужны и как они улучшат ситуацию в том или ином случае. В итоге не обошлось без курьезов. Так, на улице Косыгина полоса была нарисована на участке, где общественный транспорт не ходит в принципе. Единственный троллейбус по Косыгина курсирует от смотровой площадки к Мосфильмовской, тогда как в обратную сторону он катается по объездному маршруту.

Другой печальный пример – четырехкилометровые выделеннык полосы на Звенигородском шоссе, по которой общественный транспорт никогда не ездил, а с 1 октября по нему специально был пущен автобус малой вместимости.

В отдельных случаях целесообразность введенных полос не прослеживается, как это бы ни хотелось. Например, Ленинградский проспект и улица Профсоюзная: вдоль них проходит линия метро. Не долго думая, пассажир выбирает метро. Как итог: автобусы ходят полупустыми, машины стоят, водители злятся.

С внедрением выделенной полосы скорость общественного транспорта троекратно увеличилась. Однако движение автобусов все еще замедляется из-за длительного стояния на остановочных пунктах. Посадка пассажиров осуществляется только через одну дверь, и автобус стоит на каждой остановке от 3 до 15 минут, так что скорость движения между остановками особой роли уже не играет.

По словам Николая Лямова, заместителя мэра по вопросам развития транспорта и дорожного строительства, сегодня работают только 40 из 228 км выделенных полос, а это лишь 1% от всех магистралей территории города. Автомобилисты уже почувствовали, как увеличилась интенсивность основного потока. В час пик по всем направлениям стало сложнее въехать в Москву из области, хотя раньше это было терпимо.

Вдобавок ко всему саму идею выделенной полосы дискредитируют припаркованные на ней автомобили. Это можно списать на «культуру» столичных водителей, однако в Москве до сих пор со скрипом решается проблема парковок. Вдоль улиц не построены карманы, перехватывающих парковок недостаточно – все это заставляет водителей парковаться где придется. Окультуривать автолюбителей будут штрафом: за неправильную парковку водитель вскоре будет платить 3000 руб.

Загадочная русская душа

Внедрение иностранного опыта в столице идет со специфической «русскостью». Многие жители Москвы хотели бы, чтобы в городе ситуация складывалась как в крупных американских мегаполисах или в Токио с их многоуровневыми дорогами и современными транспортными системами.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, считает, что двухъярусные магистрали появятся в Москве нескоро. В Сингапуре, Германии, Японии – отдельно улицы, отдельно скоростные дороги, то есть реализована двухконтурная сеть. У нас этого пока невозможно, поскольку Третье кольцо – это и Беговая, и Новая Башиловка, по которым ходят люди.

По словам Блинкина, плотность застройки Москвы носит советский характер: на окраине существуют плотные жилые кварталы, давно вышедшие за МКАД. Таким образом, застройка ориентирована на общественный транспорт. В отличие от России, города Америки или Канады застроены «колокольчиком» с многоэтажным даун-тауном в центре и одноэтажной периферией. В этом случае застройка рассчитана на автомобили. По мнению Блинкина, чтобы решить транспортный коллапс столицы, придется принимать чрезвычайные меры, гораздо более жесткие, чем на Западе, где по сравнению с пешеходами, общественным транспортом и велосипедистами, автомобилисты являются «угнетенным» классом.

Введение выделенной полосы обошлось боком эвакуаторам и таксистам. Мэр так пояснил свой запрет: «Я бы разрешил такси, но, вероятно, на них пересядут все чиновники и бизнесмены. Покрасят машины, возьмут лицензию». Относительно эвакуаторов ситуация более туманна. Евгений Чуков, руководитель Logic City, уверен, что запрет на передвижение эвакуаторов по выделенной полосе значительно увеличит время ликвидации поломанных машин и аварий. ДТП и поломки автомобилей, ежедневно происходящие на улицах Москвы, способствуют расширению площади заторов. Придется еще больше времени потратить в пробке, ожидая, пока эвакуаторы доберутся до места ДТП в общем потоке и уберут аварийные автомобили, - отмечает Е. Чуков.

Среди экспертов нашлись оптимисты, которые уверены в положительных результатах действий властей. Известный адвокат Леонид Ольшанский утверждает, что в будущем понятие общественного транспорта будет расширено, что позволит и эвакуаторам пользоваться выделенной полосой.

Цена вопроса

Нововведения порождают не только риторические вопросы, но и вполне себе практические. Например, чем чревата поездка по закрытой полосе и когда она все-таки допускается?

Сегодня штраф за выезд на «выделенку» составляет 300 руб., и некоторых водителей такая сумма не останавливает. С 1 июля 2012 года планируется увеличить размер штрафа в 10 раз, после чего автолюбителям придется доставать из своего кармана 3000 руб.

И если со штрафами все более-менее понятно, то возможные ситуации законного съезда на специальную полосу невыяснены. Заместитель мэра Н. Лямов разъясняет, что пока можно передвигаться по спецполосам, если «зачехлены или отсутствуют знаки». В иных случаях придется платить штраф в ГИБДД.

К середине октября 2011 года видеокамерами дорожного наблюдения подобных нарушений было зафиксировано на сумму более 200 000 рублей. При этом якобы разосланные конверты никто из нарушителей не видел.

Владимир Александров, вице-президент коллегии правовой защиты автовладельцев, отмечает, что штрафы приходить и не могут, поскольку штрафуют тут же, на месте. С видеокамер фиксируется только нарушение скорости. Также возникает законный вопрос о высадке пассажиров на специальной полосе. На действующих выделенных полосах поймать машину стало сложнее, поскольку водители боятся нарушить правила.

В. Александров уверен, что если парковка разрешена, то это никакого отношения не имеет к полосе выделенного транспорта. При запрете парковки будет взиматься другой штраф – за парковку в неположенном. Как уже было отмечено, с 1 июля 2012 года он составит 3000 руб.

Вперед, в светлое будущее

Чтобы автолюбитель по своей воле стал пассажиром, сначала необходимо обновить автобусный парк и обеспечить скоростное передвижение по городу. Летом пассажир не должен задыхаться, зимой – коченеть. Данный вопрос решается, однако меры по пересадке водителей значительно опережают процесс обновления столичного транспортного парка.

М. Блинкин замечает, что пересадить на автобусы хотя бы больше половины автовладельцев не получится. Да и достаточно будет хотя бы трети, чтобы ситуация на дороге стала более терпимой.

Для автомобилиста полоса общественного транспорта неизбежна, - считает эксперт. По словам Блинкина, нужно сделать стоимость парковки на периферии города дешевой, а в центре – очень дорогой. Только так водитель будет ехать в центр не на собственной машине, а на автобусе. Ни один город мира не выдержит, если все будут съезжаться в центр на своих автомобилях.

Адвокат Л. Ольшанский оптимистично добавляет, что выделенную полосу нужно использовать гармонично. Автобусы и троллейбусы должны быть приравнены к скорой помощи, в связи с чем водители будут обязаны уступить им дорогу.

Эксперты сходятся во мнении, что сегодня невозможно оценить результаты введения выделенных полос для общественного транспорта.