Новые правила техосмотра вступают в силу с января 2012 года

Правительство РФ утвердило новые правила проведения техосмотра транспортных средств. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Владимир Путин. Новые правила, за исключением некоторых положений, вступают в силу с 1 января 2012 года.

Ранее Президент Дмитрий Медведев подписал закон, устанавливающий периодичность и порядок проведения техосмотра транспортных средств и порядок аккредитации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в целях осуществления деятельности по предоставлению услуг техосмотра.

После того, как закон вступит в силу, в течение двух лет будет действовать переходный период: в это время аккредитованные дилерские центры, проводящие техосмотр, будут работать одновременно с теми центрами, которые уже сегодня осуществляют осмотры по двустороннему договору с ГИБДД. При этом такие центры будут работать в том же режиме, что и дилерские. Отмечается, что при условии успешного выполнения деятельности, они сохранят свое место на рынке и продолжат работу.

Действие закона не распространяется на транспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не более 50 км/ч, электродвигателем мощностью не более 4 кВт или двигателем внутреннего сгорания не более 50 куб. см в объеме, а также на прицепы к таким ТС.

Технический осмотр будет проводиться в любом пункте, без привязки к месту регистрации ТС, как по выбору непосредственного владельца ТС, так и по выбору его представителя.

Предельный размер платы за ТО устанавливается высшим исполнительным органом субъекта РФ в опоре на методику Федеральной службы по тарифам.

Основанием для отказа в заключении договора обязательного страхования является предъявление талона о прохождении государственного ТО или талона ТО, действие которых истекает за 6 месяцев до окончания срока действия заключаемого договора.

Легковые такси, грузовые автомобили, автобусы, оборудованные и предназначенные для перевозок пассажиров, с более чем 8 местами для сидения, а также специализированные транспортные средства и прицепы, оборудованные и предназначенные для перевозок опасных грузов, будут привходить техосмотр два раза в год (один раз в 6 месяцев).

Каждый год должны проходить ТО транспортные средства, чей «возраст» превышает 7 лет; грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 т; транспортные средства, предназначенные для обучения курсантов автошкол, транспортные средства, оборудованные специальными звуковыми и световыми сигналами.

Освобождаются от прохождения ТО те транспортные средства, возраст которых не превысил 3 год. Кроме того, с 1 января 2012 года не подлежат техническому осмотру прицепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 т, принадлежащие физическим лицам.

Техосмотр проводится аккредитованными профессиональным объединением страховщиков операторами. Результаты ТО фиксируются с помощью автоматизированной информационной системы.

Чтобы получить аккредитацию, оператор должен отвечать следующим требованиям: наличие средств и сооружений технического диагностирования на каком-либо законном основании; наличие в штате хотя бы одного технического эксперта; наличие возможностей для регулярной передачи сведений о результатах ТО в автоматизированную информационную систему; наличие возможностей документирования этих сведений.

Аккредитация осуществляется на платной основе. Плата за аккредитацию устанавливается правительством РФ.

На территориях субъектов РФ контроль за выполнением нормативов по обеспеченности населенных пунктов точками техосмотра осуществляет уполномоченный правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Нормативы минимальной обеспеченности населенных пунктов точками техосмотра для субъектов и муниципальных образований РФ утверждаются органами исполнительной власти субъектов в опоре на методику расчета, установленную правительством РФ.

В соответствии с гражданским законодательством оператор техосмотра несет ответственность перед владельцем ТС за любое нарушение договора. Если в ходе ТО оператором не были выявлены технические неисправности ТС или если найденные неисправности не были занесены в диагностическую карту, оператор в полном объеме возмещает вред, причиненный жизни, имуществу и здоровью владельца ТС или третьих лиц.

Осуществление аккредитации операторов ТО, производимое с нарушением требований надлежащего законодательства, влечет наложение административного штрафа: от 10 тыс. до 15 тыс. руб. на должностных лиц, от 50 тыс. до 100 тыс. руб. – на юридических лиц. Непредоставление сведений в единую автоматизированную информационную систему также влечет наложение административного штрафа: от 3 тыс. до 5 тыс. руб. – на должностных лиц, от 30 тыс. до 50 тыс. руб. – на юридических лиц.

Законом установлено, что страховщик вправе предъявить регрессное требование в размере страховой выплаты к оператору ТО, выдавшему оригинал талона ТО, если вследствие неисправности транспортного средства наступил страховой случай и если такая неисправность была вывялена на момент проведения ТО, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

Талоны ТО транспортных средств с разрешенной максимальной массой до 3,5 т и прицепом и полуприцепом с разрешенной максимальной массой до 3,5 т, которые не используются для транспортных услуг, а также талоны ТО мототранспортных средств с истекшим сроком действия в 2011 году, продлеваются до момента окончания срока действия договоров ОСАГО после 1 января 2012 года.