Железная хватка: власти взялись за автомобилистов

Потенциальные уголовники

Водитель, который второй раз попадется в нетрезвом виде, заплатит в казну 200 тысяч рублей. С таким законопроектом выступила глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. В понедельник Госдума приняла его к рассмотрению.

Согласно законопроекту, предусмотрено внесение поправок в Административный и Уголовный кодексы. К примеру, водитель, ставший виновником ДТП по причине алкогольного опьянения, должен будет отсидеть 15 лет. Штраф за управление автомобилем в пьяном виде возрастает до 50 тысяч рублей, причем у водителя, который заплатит эту огромную сумму, еще и отнимут права на 1,5–2 года.

По мнению экспертов, отсутствие доверия к инспекторам ГИБДД вкупе с действующей нормой в «ноль промилле» и ужесточением наказания приведет к тому, что водители, как только завидят сотрудника дорожной полиции, будут всеми правдами и неправдами стараться скрыться.

«Количество автомобильных погонь в стиле Голливуда, которые нередко приводят к гибели ни в чем не повинных пешеходов, велосипедистов и других водителей, резко увеличится», – уверен Леонид Ольшанский, председатель движения «Гражданские инициативы московских депутатов».

Петр Шкуматов, руководитель движения «Синие Ведерки», отмечает, что ужесточение наказаний напрямую повлияет на рост коррупции. «Обычная ватная палочка, смоченная в медицинском спирте, которой инспектор протрет мундштук алкотестера, – и вас уже признают уголовником. В условиях «ноля промилле» пьяным может быть признан каждый водитель. Между тем судимость, уголовную ответственность просто так с себя не сбросишь – это печать на всю жизнь».

«Парковочная мафия»

В скором времени автомобиль, припаркованный не по правилам, будет стоить своему владельцу 8000 рублей. С середины 2013 года правительство столицы планирует вернуть платную эвакуацию. В настоящее время нарушитель не платит ничего за то, что эвакуатор отвозит его авто на штрафстоянку. Но в будущем ему придется выложить 5000 рублей коммерческим эвакуаторщикам (для сравнения: обычная эвакуация стоит 1500 рублей) и 3000 рублей государству в виде штрафа.

Для оптимизации процесса эвакуации мэрия Москвы собирается передать функцию выписывания протоколов ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (ГКУ АМПП). Сотрудников ГКУ будет в два раза больше, чем «гаишников»: только в центре города будет работать 28 инспекторов и 70 ГКУ'шников.

Разросшийся штат госслужащих, по оценкам экспертов, вряд ли способен как-то изменить ситуацию на столичных дорогах, ведь власти панируют эвакуировать всего лишь 1000 автомобилей в сутки (против 250 в день в этом году). В центре Москвы каждый день паркуется 500 тысяч автомобилей, а «правильных» мест всего 50 тысяч. В чем же польза? В очевидной экономической прибыли. По самым скромным подсчетам, за год казна может пополниться на 3 миллиарда рублей.

Этим законотворческим моментом весьма обеспокоены депутаты фракции ЛДПР. Они подготовили мэру Москвы Сергею Собянину специальное обращение. Депутат от ЛДПР Ярослав Нилов уверен, что законопроект направлен на создание так называемой «парковочной полиции», а появление на дорогах дополнительных «карманов» вызовет волну недовольства среди автомобилистов.

Ранее Нилов говорил о том, что в России, в частности в Москве, существует некая  теневая бизнес-структура, которая зарабатывает на эвакуации припаркованных автомобилей – «парковочная мафия». «Лица, лоббирующие подобные законы, и рядовые сотрудники ДПС ищут выгоду для себя и постараются не упустить возможности нажиться на автовладельцах», – отмечает депутат.

Сплошное бесправие

В скором времени лишиться прав можно будет вообще не садясь за руль. Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству одобрил соответствующий законопроект председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольги Баталиной. Согласно инициативе, допускается изъятие водительского удостоверения у неплательщиков алиментов.

По словам Баталиной, уже функционирующие меры воздействия на должников, например, запрет выезда за границу, не являются в полной мере эффективными, поскольку количество неплательщиков, выезжающих за рубеж, крайне мало. В то время как автомобиль есть практически в каждой семье, и за рулем обычно сидит мужчина. Получается, что лишение прав бьет прямо в цель. Введение временного ограничения на управление автомобилем заставит неплательщика пересмотреть свое отношение к родительским обязанностям.

Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев, недоумевает по поводу этой сомнительной законодательной инициативы. Он уверен, что с ее введением в обществе наступит правовая катастрофа. «Наказание должно быть из той же области, что и проступок. Например, порыбачил в запрещенном месте – лишаешься снастей. Охотился в заповеднике – попрощайся с ружьем. Но смешивать родительские обязанности и управление автомобилем – нечто из ряда вон выходящее. Почему бы не лишать родительских прав за езду по встречной полосе? Или за безбилетный проезд в электричке не пускать в кинотеатр? Все это между собой никак не связано», – заявил Травин.

Штрафы, штрафы, шарфы

Впрочем, депутаты не обделяют вниманием и другие пункты ПДД. Виталий Милонов, автор скандального закона о запрете гомосексуальной пропаганды, выступил с еще одной непопулярной инициативой. Он предлагает лишать прав за нарушение пункта 13.2, то есть за выезд на загруженный перекресток.

Милонов отметил, что в Европе это нарушение считается очень серьезным, тогда как в России предусмотрено наказание в виде 1 тысячи рублей штрафа. При этом подобные нарушения встречаются повсеместно, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Предложенные депутатом поправки предусматривают наказание в виде лишения прав на 3-5 месяцев и в виде штрафа в 5000 рублей, который заплатят водители, попавшиеся в первый раз.

Большой Брат следит за всеми

Депутаты придумали, как бороться с водителями, которые знают расположение камер автоматической фиксации нарушений. Чтобы такие осведомленные автовладельцы, сбрасывающие скорость перед комплексами камер, заплатили за превышение сполна, планируется ввести штраф за превышение средней скорости движения на данном участке. Для этого между двумя камерами нужно замерить время в пути, которое тратит автомобилист, выполняющий все требования установленных знаков.

Автор законопроекта Александр Васильев, депутат «Единой России», предлагает высчитывать среднюю скорость по камерам, установленным в начале и конце участка автодороги. Если водитель проехал этот участок быстрее «положенного» времени, значит, он нарушил скоростной режим.

Васильев пояснил, что по схеме организации движения высчитывается примерное время в пути. Так, дорога из Москвы в Санкт-Петербург занимает восемь часов при соблюдении требований всех установленных знаков. Предполагается, что камера будет фиксировать выезд и въезд автомобилиста, и если он приехал раньше приблизительного времени, скорее всего, он превысил скорость, поэтому должен заплатить штраф.

Предложение будет реализовано в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2013–2020 годы». Штрафы за нарушение средней скорости должно определить правительство.

В 2012 году количество нарушений правил дорожного движения, зафиксированных на дорогах России автоматическими камерами, выросло почти в полтора раза по сравнению с прошлым годом: с 16 миллионов до 22 миллионов случаев. Если судить по динамике, в 2013 году установленных нарушителей будет еще больше.