Утилизационный сбор: нововведения, подводные камни

На сайте Министерства опубликован документ, в котором указана базовая ставка сбора (20 тыс. рублей) и подробно расписаны коэффициенты. Формула расчета выглядит следующим образом U = B x K, где U – конечная ставка, B – базовая ставка, K – коэффициент. Коэффициент зависит от того, в какую группу попадает двигатель, поэтому сумма утилизационного сбора будет строго фиксирована в зависимости от типа агрегата (соответственно, 5 видов по новым авто, и 5 – по подержанным). Взимать пошлину будет Федеральная таможенная служба, причем отметку в ПТС будут ставить только после того, как денежные средства поступят на счет.

Новый закон имеет две стороны медали. С одной стороны, физические лица будут платить 3 тыс. рублей (20 000 х 0,15) за новую машину и 5 тыс. рублей (20 000 x 0,25) – за подержанную (старше трех лет). Однако, это только в том случае, если человек везет себе автомобиль из-за границы.

Производители же, являясь юридическими лицами, будут вынуждены включить утилизационный сбор в стоимость авто, взяв за основу тип двигателя и соответствующий для него коэффициент – от 1,34 до 5,50. Комментариев по этому подводу от представителей автокомпаний пока не поступало, но в скором будущем они намерены прояснить ситуацию.

Больше всего от утилизационного сбора пострадает малый бизнес. Его представителям придется платить действительно крупные суммы. К слову, в документе, вывешенном на сайте Минпромторга, нет информации о том, каким образом будет происходить утилизация автомобилей.

Ниже представлены ситуации, с которыми можно столкнуться после вступления в силу закона об утилизационном сборе (только для легковых авто с полной массой до 3,5 тонн и не более 8 пассажирскими местами).

Шок на границе

Перегонщик едет в Германию, спокойно покупает там Mercedes-Benz ML 350 (2007 г.) и, не зная о нововведениях, на границе оформляет авто как юридическое лицо, то есть по старой схеме. Согласно формуле (см. таблицу ниже), он заплатит 570 тыс. рублей. Перегонщик приходит в ужас.

Недоверие

Перегонщики из города станут возить автомобили только как физические лица, что влечет за собой как минимум два негативных последствия. Первое – недоверие к таким предпринимателям резко подскочит, ведь теперь покупатель отдает деньги незнакомому человеку, который будет оформлять машину на свое имя. Никто не может дать гарантий в честности данного предпринимателя.

Второе – в ПТС будет заявлено на одного владельца больше, так как после доставки, операций на таможне и уплаты утилизационного сбора (5 тыс. рублей за подержанный автомобиль), перегонщик еще раз продает машину своему клиенту, но только уже на территории России, что и будет отмечено в ПТС. Соответственно, новый владелец, если решит продавать авто, сделает это по более низкой стоимости.

Резкий взлет цен

Если автопроизводители решат включить в стоимость автомобиля коэффициент, рассчитанный на юридическое лицо, покупатель столкнется с резким скачком цен. Даже увеличение на 1/14 от текущей стоимости является серьезной проблемой, особенно для покупателей авто среднего класса в минимальной комплектации. К примеру, сейчас популярный Renault Logan с двигателем 1,6 л стоит 387 500 рублей. По формуле рассчитываем, что утилизационный сбор на новую машину составит 26 800 рублей.

Еще пример: Ford Mondeo 2,3 пока еще можно купить за 925 000 рублей, а с осени его цена увеличится на 53 200 рублей. Mercedes-Benz E350 будет стоить дороже на 69 400 рублей, а 4,4-литровый BMW X5 – на 110 тыс. рублей.

Покупка б/у

Предполагается, что за автомобили, поставленные на учет до введения нового налога, пошлина взиматься не будет. Следовательно, покупка частным лицом б/у машины станет более выгодной. Если частный покупатель и будет оплачивать сбор, то сумма в любом случае составит 5 тыс. рублей.

Другое дело, если речь идет о юридических лицах. Здесь царит полная неразбериха. Допустим, юрлицо покупает на вторичном рынке Ford Focus с мотором 1,6 л. Пока такая модель стоит около 400 тыс. рублей. Несложные подсчеты показывают, что утилизационный сбор на этот автомобиль составит 165 200 рублей, то есть цена автомобиля увеличится в полтора раза. Еще хуже дело обстоит с моделями премиум-класса. Так, Audi A8 с двигателем 4,2 л, выпущенная пять лет назад, сегодня стоит почти 1 500 тыс. рублей. Согласно новому закону, пошлина на нее составит 700 200 рублей! Впору покупать еще один автомобиль.

Сложности с постановкой на учет

Россияне могут поступить как обычно: плюнуть на новый закон и вообще не ставить отметку об уплате сбора в ПТС. Однако в тексте документа, опубликованного на сайте министерства, говорится, что если в ПТС не стоит такая печать, ГИБДД может отказать в постановке на учет, причем даже если организация, где поставлена эта отметка, не входит в реестр Минпромторга. Скорее всего, автомобили с ПТС действительно не будут ставить на учет.

Разгул коррупции

Новый закон предоставляет широкое поле возможностей для различного рода коррупционеров. Возьмем, к примеру, средние компании, которые перегоняют автомобили из США, Европы и Японии. Они могут заключать фиктивные договоры с крупными перегонщиками, которые, в свою очередь, обязуясь организовать утилизационный процесс, будут освобождены от уплаты сбора. В этой схеме все вроде бы хорошо, особенно более низкая рыночная стоимость подержанного авто, однако крайние все же найдутся. Ими окажутся рядовые водители, купившие подержанные машины из-за границы. Дело в том, что владелец такого автомобиля станет заложником поведения компании-перевозчика. Так, если Минфин удалит фирму из особого реестра, то машину невозможно будет продать с последующей постановкой на учет.

Подорожание легковых автомобилей, приобретаемых юридическими лицами, после введения утилизационного сбора (коэфф. / сумма удорожания руб.)