Выйти из тени: в Минтрансе нашли способ отслеживать нелегальных автоперевозчиков

В скором времени России появится единый обязательный реестр автоперевозчиков и межрегиональных маршрутов.

Действующая база несовершенна и имеет массу недостатков. Кроме того, раньше перевозчики подвали данные на добровольной основе, тогда как участие в новом реестре обязательно. Автоматическое зачисление в базу пока не продумано, однако чиновники обещают сделать процедуру размещения в реестре простой и быстрой.

Николай Асаул, замминистра транспорта РФ, на состоявшейся недавно конференции, посвященной этому вопросу, пояснил, что такая база будет создана по образцу реестра прав на недвижимость. Благодаря ее введению все нелегальные перевозчики «выйдут из тени».

В результате внесения в базу перевозчики получат паспорта и карточки на каждое транспортное средство и маршрут. Предполагается, что для перевозчиков, регулярно работающих на маршруте, процедура пройдет достаточно быстро. Срок вхождения в реестр ограничен 180 днями. По истечении переходного периода с нарушителей будут взимать штрафы.

Контроль за формированием базы возложен на «Агентство автомобильного транспорта» – федеральное бюджетное учреждение, созданное специально для этой цели. Ответственным за работу участников реестра все так же будет Ространснадзор. В его компетенцию входит слежение за расписанием и выполнением участниками реестра рейсов, за маршрутами и за тем, чтобы перевозчики, не отмеченные в реестре, не смогли пользоваться объектами инфраструктуры.

Как утверждает Асаул, процесс не отнимет много времени и не станет причиной предела рынка, но сделает бизнес более открытым и упорядоченным.

Новые правила работы на межрегиональных автоперевозках установит закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автотранспортом по межрегиональным маршрутам». В настоящее время законопроект проходит общественное обсуждение на сайте правительства РФ. В нем могут принять участие как представители компаний, так и пассажиры.

Другое крупное нововведение связано с билетами на межрегиональные автобусы. Предполагается, что они станут именными. Процедура будет отработана в экспериментальном порядке на пилотных регионах, перечень которых будет установлен в течение месяца. Однако уже сегодня известно, что именные билеты появятся в крупных городах и на территориях Северного Кавказа. Через некоторое время это станет нормой. Представители Минтранса убеждены, что инициатива не является проблемой ни для перевозчиков, ни для пассажиров, которые к тому же все чаще покупают билеты в сети.

По данным Минтранса, автомобильные перевозки – самые массовые в России. Они представлены 54% от общего объема пассажирских перевозок страны – это больше, чем приходится на остальные вместе взятые виды транспорта. По оценке министерства, объем рынка делает сами перевозки хаотичными и разрозненными.